, «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
, «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…» - страница №1/1


Тема:


Красота природы в стихотворениях Ивана Алексеевича Бунина («Детство», «Сказка», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Канарейка»). Анализ стихотворения «Детство».

Цель:

При знакомстве с творчеством И.А.Бунина развивать у обучающихся образное восприятие действительности, а также умение своим чтением передавать настроение и чувства автора.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со стихотворениями И.А. Бунина «Детство», «Сказка», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Канарейка»;

  2. Учить анализу стихотворного текста на примере стихотворения «Детство».

  3. Обучать выразительному чтению стихотворного произведения.

  4. Развивать чувство прекрасного у обучающихся.

  5. Воспитывать любовь к природе, к чтению.

Оборудование:


Тексты стихотворений И.А.Бунина «Детство», «Сказка», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Канарейка»

План урока



  1. Организация класса (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (по ходу урока).

  3. Объяснение нового материала (30 мин.)

  4. Закрепление (5 мин.)

  5. Домашнее задание (1 мин.)

  6. Подведение итогов урока и вставление мотивированных оценок (3 мин.)



ХОД УРОКА




Организация.

Урок начинается с прослушивания обучающимися стихотворения И.Бунина «Листопад» в исполнении К. Денисова.

Проверка домашнего задания.


По ходу урока.

Объяснение нового материала (20-25 мин.):


1. Постановка цели урока.

– Вам знакомы эти строки? Может быть, вы знаете, кто их автор?

– Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями Ивана Алексеевича Бунина, представленными в нашем учебнике и будем говорить о красоте природы, воспетой в них. Анализируя данные произведения мы с вами обязательно должны почувствовать чувство привязанности автора к окружающему его миру природы.
2. Выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися.

Чтение стихотворений.

– Какие картины родной природы рисует в них поэт?
3. Чтение и текстуальный анализ стихотворения «Детство».

Прослушивание стихотворения «Детство» в исполнении М. Чеповой.

– Что описывает автор в этом стихотворении?

Автор в этом стихотворении описывает жаркое знойное лето, вспоминает о своем детстве.

– Каково настроение этого стихотворения и с чем оно связано?

Настроение этого стихотворения мечтательное, радостное, приподнятое. Рождается это настроение ясным солнечным утром, когда вся жизнь еще впереди. Автор вспоминает о своем детстве как о самом светлом и прекрасном времени.

– Какие чувства испытывает лирический герой при встрече с родными местами?

Радость, волнение, нежность.

– Каким размером написано стихотворение?

Четырёхстопный ямб, рифма перекрёстная, чередуется мужская – женская рифма.

– Каков ритм стихотворения?

Ритм спокойный, размеренный, количество строк в строфе одинаково.

– Какие цвета вы увидели в стихотворении?

Красна – красный. Солнечные палаты – жёлтый. День – голубой, жёлтый. Бор – зелёный. Смолистый аромат – оранжевый. Поутру – светло-голубой.


Песок – светло-коричневый.

– Давайте посмотрим на первую строфу стихотворения.

Какие выразительные средства использует здесь автор?

Прилагательные «жарче, сладостней» в форме сравнительной степени. Эпитет «смолистым ароматом» (стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем её густой запах).

– Но почему «аромат», а не «запах»?

Аромат – это приятный запах, он словно отражает настроение лирического героя. Видно, что ему нравится в лесу.

– А почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

Бродить – значит «идти тихо, медленно, любуясь всем, что вокруг». В этом слове выражено настроение автора.

– Рисуя картину, возникающую при чтении стихотворения, мы говорим о сосновом боре. А как Бунин называет этот сосновый бор?

Сосновый бор Бунин называет «солнечными палатами» (матафора).

А как мы знаем, палата – это большое богатое здание, помещение. Здесь как будто поселилось солнце, лес весь сияет от его лучей. Эта метафора раскрывает душевное состояние человека – радостное, светлое, ликующее, от общения с природой.

– Вторая строфа начинается со слов «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, / Песок – как шёлк…» Что необычного в этих строчках?

Дважды повторяется слово «повсюду». Это помогает усилить впечатление от того, что нарисовано: куда ни глянешь – везде солнечный свет. «Песок – как шёлк…» – красивое сравнение. Шёлк – мягкий, нежный. Если перебирать его руками, он струится, переливается, блестит.

– Найдите ещё сравнение.

«Ствол – гигант».

В воспоминаниях детства для десятилетнего ребёнка ствол – гигант.

– Обратите внимание на порядок слов во 2-й и 4-й строке. Нарушается их обычный порядок: «сосна корявая, ствол – гигант, тяжёлый, величавый». Как называется такой приём и зачем автор прибегает к нему?

Такой прием называется инверсия, а используется он для усиления образности слова.

– Что напоминает кора в третьей строфе? Обратите внимание на прилагательные.

Кора напоминает человека, бабушку с морщинистым лицом.

– Вызывают ли неприязнь эта «грубость, морщины»?

Нет. 2-я строка начинается с противопоставления: «Но так тепла, так солнцем вся прогрета»: «груба, морщиниста – тепла, прогрета». Повторение слова «так», а также приставка про- в глаголе «прогрета» говорят о неизбывной силе тепла. Опять происходит усиление признака: тепла – прогрета.

– А теперь давайте посмотрим на синтаксический строй стихотворения. Какова структура предложений?

Предложения в стихотворении сложные; встречается много однородных членов, которые не соединяются союзами.

– О чем это говорит?

Это говорит о том, что мыслям, впечатлениям, воспоминаниям лирического героя тесно, хочется говорить и говорить.

– Ребята, обратите внимание на знаки препинания внутри и в конце предложений. Тире и двоеточие выполняют выделительную функцию, заставляют сделать остановку, показывая наступающую перемену в состоянии мальчика. Многоточие как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили её, ощутили этот песок. В первой строфе всё предложение восклицательное, оно как бы задаёт тон всему стихотворению. В третьей строфе первое предложение восклицательное: внешне «кора груба, морщиниста, красна», а внутри она «тёплая», «живая».


Закрепление.

– В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно «Детство». Почему?

Пейзаж становится картиной душевной жизни человека. Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается всё ярче, зримее, острее. Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.



Рефлексия

Играет романс на стихи И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

- Ребята, вы только что прослушали романс на стихотворение И. Бунина, еще многие его стихи впоследствии были положены на музыку. Как вы думаете, о чем говорит этот факт?



Играет спокойная музыка, ученик выразительно читает стихотворение «Детство».
Если на уроке остается время, можно предложить учащимся составить синквейн на тему детства.

Подведение итогов урока.

– Ребята, сегодня мы с вами познакомились со стихотворениями И.А. Бунина, в которых поэт искренне воспел красоту природы, образ Родины. Мы прочувствовали ту привязанность автора к окружающему его миру природы, которую он хотел донести до читателя.

Домашнее задание.


На выбор:

  1. выучить наизусть стихотворение «Детство»;

  2. выучить наизусть любое понравившееся стихотворение И.А. Бунина, сделать к нему презентацию.