" четвёртая власть " - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
" четвёртая власть " - страница №1/1

Областной семинар учителей истории и обществознания.


УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

(9 КЛАСС)
ПО ТЕМЕ: " ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ ".

Егорушкина И.Н.

учитель истории и обществознания

МОУ « Лицей №55» г. Пензы.

Пенза, 2005 г.
Цели урока:
1. Знакомство учащихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество.

2. Формировать умение видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других.

3. Развивать умение анализировать, аргументировать свою позицию.

4. Формировать умение работы в коллективе.

План урока:


1. Что такое СМИ?

2. Какова роль СМИ в жизни человека?

3. Как относиться к информации, которую предлагают СМИ?

Этапы урока:


1. Постановка проблемы.

2. Работа с понятиями.

3. Изучение основной проблемы: "Роль СМИ в жизни человека и общества".

4. Итоговая дискуссия.

5. Подведение итогов работы.

6. Домашнее задание.

Оборудование:


1. Документы.

2. Периодическая печать.

3. Карточки для голосования.

4. Словари и энциклопедические справочники.

5. Схемы.

6. Карточки с заданиями.

Формы работы: индивидуальная и групповая.



I. Сегодня мы будем изучать новую тему. Работать вы будете как в группах, так и индивидуально.

Недавно мы говорили с вами о правовом государстве.

Вопросы: 1) Вспомните основные признаки правового государства.

2) На какие ветви делится власть в правовом государстве?

Но многие считают, что существует ещё одна власть, которая оказывает определенное влияние на человека, государство, общество в целом. Ёе называют четвёртой властью, а осуществляется она средствами массовой информации - СМИ. О ней сегодня и пойдёт речь на уроке.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

А начнём мы урок с игры, которая называется " Испорченный телефон ". Каждая команда передаёт фразу, которую я ей скажу.

1-ая группа: Запомни и передай: " Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику, домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушаться к общественному мнению."

Последний в вашей группе, получив информацию, должен поднять руку.

2-ая группа: Запомни и передай: " Свободная пресса - это существенная часть демократического общества. А свободное общество - это мы."

Последний в вашей группе, получив данную информацию, должен встать.

3-ья группа: Запомни и передай: " Те, кто причиняет ущерб своему народу и подавляет его, провоцирует недовольства и жалобы."

Последний в вашей группе, получив данную информацию, должен подойти к доске.

4-ая группа: Запомни и передай: " Там, где существует свобода выбора, существует и ответственность за свои решения."

Последний в вашей группе, получив данную информацию, должен подойти к учительскому столу.

Итак, давайте послушаем, что нам скажут последние участники ваших групп.
Последние участники групп говорят информацию, которая до них дошла. Она сравнивается с оригиналом.
Вопросы: 1) Какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

2) Что произошло с информацией после того, как вы её передали?

3) Почему так получилось?

4) Кто несёт ответственность?

Таким образом, наш урок будет посвящен СМИ, их роли, влияния на человека.
Учащиеся записывают план урока.
II. Первый этап работы связан с понятиями. На сегодняшнем уроке нам необходимо уяснить следующие понятия: СМИ, информация, власть, общественное мнение.

Каждая группа получает задание, связанное с определением одного из этих понятий.

Время на выполнения задания - 10 минут.

1-ая группа:

1. Выясните, что входит в понятие СМИ и составьте схему.

2. Самостоятельно сформулируйте определение понятия СМИ.

3. Найдите в словаре определение СМИ и сравните свое определение с тем, которое дано в словаре. Если есть различия, то выясните какие.

2-ая группа:

1. Попробуйте изобразить графически, схематически либо в виде символа или рисунка понятие "информация".

2. Объясните, почему сделали такой выбор.

3. Самостоятельно сформулируйте определение понятия " информация".

3-ья группа:

1.Найдите из предложенных определение понятия " власть " и объясните, почему сделали именно такой выбор:

а) "... возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества ".

б) "... обеспечение политического господства определенному классу, определенной группе лиц".

в) "... право и возможность распоряжаться кем - либо, подчинять своей воле ".

г) "... нормативная система, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирования объединений и государственных органов ".

2. Самостоятельно сформулируйте определение понятия " власть ".

4-ая группа:

1. Продолжите предложение: " Общественное мнение - это........"

Набор выражений :1) настроений, взглядов, чувств, эмоций, совокупность идей, представлений, привычек, традиций;

2) проблемам, или текущим, позиций, по политическим, делам, общества, выражение, членами.

2. Самостоятельно сформулируйте определение понятия " общественное мнение ".
Обсуждение результатов работы над понятиями. Учащиеся записывают в тетрадь эти понятия.


  1. Теперь переходим к обсуждению основной проблемы - роли СМИ в жизни человека. Каждая группа представляет определённую категорию населения: политиков, пенсионеров, врачей, студентов. Каждая группа получает задание, время на его выполнения - 10 минут.



1 -ая группа (политики):

1. Проанализируйте программу ТВ, разбейте предлагаемую информацию на смысловые блоки и заполните схему.

2. Определите, для политиков какая информация будет предпочтительнее. Почему вы так решили?

3. Составьте рассказ, что произойдет с конкретным человеком - политиком, - если СМИ в течение целого дня не будут давать никакой информации.

2-ая группа (пенсионеры):

1. Проанализируйте программу ТВ, разбейте предлагаемую информацию на смысловые блоки и заполните схему.

2. Определите, для пенсионеров какая информация будет предпочтительнее. Почему вы так решили?

3. Составьте рассказ, что произойдет с конкретным человеком - пенсионером, - если СМИ в течение целого дня не будут давать никакой информации.

3-ья группа (врачи):

1. Проанализируйте программу ТВ, разбейте предлагаемую информацию на смысловые блоки и заполните схему.

2. Определите, для врачей какая информация будет предпочтительнее. Почему вы так решили?

3. Составьте рассказ, что произойдет с конкретным человеком - врачом, - если СМИ в течение целого дня не будут давать никакой информации.

4-ая группа (студенты):

1. Проанализируйте программу ТВ, разбейте предлагаемую информацию на смысловые блоки и заполните схему.

2. Определите, для студентов какая информация будет предпочтительнее. Почему вы так решили?

3. Составьте рассказ, что произойдет с конкретным человеком - студентом, - если СМИ в течение целого дня не будут давать никакой информации.
Группы представляют подготовленные ими задания:

1) начиная с 1-ой группы, составляют схему по анализу телепрограммы на доске;

2) прикрепляют к тем блокам телепередач, которые предпочитают определённые категории населения значки;

3) группы объясняют свой выбор и анализируют рейтинг предпочтения

4) группы представляют рассказ " Один день без СМИ ".
Теперь давайте обратимся к документу № 1 и выясним функции СМИ.

Вопрос: Какие функции выполняют СМИ?
НА доске заполняется схема " Функции СМИ ".
Мы с вами выяснили, что СМИ полезны для человека и общества в целом. Но существует мнение, что СМИ могут наносить вред обществу. Это фильмы, боевики с драками, насилием, кровью, трупами; это новости, выпуски которых редко обходятся без убийств, обезображенных трупов.
Задание группам: 1-ая и 2-ая - подобрать аргументы, которые бы доказывали, что СМИ приносят пользу обществу;

3-ья и 4-ая - подобрать аргументы, которые бы доказывали, что СМИ приносят вред обществу.

Время на работу - 5 минут.
Результаты работы групп вывешиваются на доску, на схему "Роль СМИ".

Учащиеся анализируют схему.

Вопрос: 1) Чего же больше нам дают СМИ пользы или вреда? Как вы считаете?
Учащиеся голосуют при помощи карточек: польза - красный цвет, вред - чёрный цвет.
2) Поясните свою точку зрения.
СМИ оказывают на человека противоречивое влияние: приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, но должен критически её осмысливать. Это есть осознанный выбор человека.

Ребята, а как вы думаете, доверять или не доверять СМИ? Чтобы определиться с ответом на этот вопрос давайте порассуждаем.

Вопросы: 1) Приведите примеры, когда СМИ давали объективную и необъективную информацию. Каковы были последствия этого?

2) Существует ли предел доверия к СМИ?

3) Как вы относитесь к информации, предлагаемой СМИ? А к скандальной информации?

4) Доверять или не доверять СМИ?
Ребята, а теперь давайте представим себе такую ситуацию:

По ТВ показали документальный фильм о нечеловеческом содержании и пытках людей, похищенных с целью выкупа. В фильме были подробно показаны издевательства и пытки, которым подвергались пленники. Эти кадры специально снимались бандитами, чтобы шантажировать родственников жертв. Показ фильма потряс всю страну и вызвал неоднозначную оценку у населения. Одни считали, что фильм очень полезен, так как способствует формированию негативного отношения людей к насилию, действиям бандитов, похищению людей. Другие резко осуждали показ этого фильма, так как трансляция по ТВ изощрённых сцен насилия, страшных мучений людей, изуверских пыток является пропагандой насилия. К тому же у части телезрителей были случаи сердечных приступов, нервных срывов и расстройств, особенно у пожилых людей и детей (дети не спали по ночам, кричали, плакали).

Общество активно включилось в обсуждение этой проблемы. Мнение людей разделилось. Экспертные группы при парламенте и правительстве стали получать множество писем. В одних письмах высказывалось требование запретить показ таких фильмов, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фильмы как предостережение для общества. Эксперты должны решить, что рекомендовать телекомпаниям.

Итак, группы получают задания:

1-ая группа: " Общественность ": Напишите письмо в защиту СМИ.

2-ая группа: " Общественность ": Напишите письмо против показа жестокости на ТВ и публикации материалов в газетах и журналах.

3-ья группа: " Журналисты ": Напишите письмо, защищающее право СМИ на распространение объективной информации.

4-ая группа: " Эксперты ": Вам необходимо рассмотреть все точки зрения на данную проблему и вынести решение. Вы можете задать вопросы группам.

Время на выполнения задания - 10 минут.
Группы представляют подготовленное ими задание.
Сначала слово предоставляется общественности - 1-ой и 2-ой группам, затем - журналистам.

Эксперты задают вопросы группам и выносят решение, которое зависит от того, насколько убедительными были аргументы сторон.
Вопрос: 1) Транслировать или не транслировать, публиковать или не публиковать информацию, содержащую насилие и жестокость?
Учащиеся голосуют при помощи карточек: да - красный цвет, нет - черный цвет.
2) Почему вы так проголосовали?
Обратимся к документу № 2: прочитайте документ и ответьте на следующие вопросы:

1) Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельности СМИ?

2) В чём состоит ответственность СМИ?

В свободном обществе должны существовать свободные СМИ. Они находятся под защитой закона и играют роль стража интересов демократического общества: снабжают граждан информацией, необходимой для того, чтобы самостоятельно составить мнение и выбрать государственных деятелей, проводящих политику, которую поддерживает народ. Но это не значит, что не должно быть никаких ограничений. СМИ не должны нарушать права человека и нравственные нормы общества. Для подтверждения этого давайте обратимся к документам.

Вопрос: 1) В чём состоит ответственность СМИ и журналистов? Ответить на этот вопрос поможет документ № 3.
Учащиеся работают с документом и отвечают на поставленный вопрос.
2) В документе № 4 найдите случаи, в которых деятельность журналистов по получению информации может быть ограничена?
Учащиеся работают документом и отвечают на поставленный вопрос.
IV. Ребята, давайте подведём итог нашей работы на сегодняшнем уроке.

Вопросы: 1) Какими, с вашей точки зрения, должны быть взаимоотношения личности и СМИ?

2) На что должно быть направлено СМИ, чтобы соединить общество?

3) Так почему же СМИ называют 4-ой властью?

4) Изменилось ли ваше отношение к СМИ после данного урока? Проголосуйте:

да - красный цвет, нет - черный цвет.
Учащиеся голосуют.
Поясните вашу точку зрения.
V. Анализ работы учащихся, выставление оценок.

  1. Домашнее задание:

1-ая группа: составить кроссворд " Личность и СМИ ";

2-ая группа: написать мини-сочинение " Какой я вижу программу ТВ рабочего дня ".

3-ья группа: написать мини-сочинение " Какой я вижу программу ТВ выходного дня ".

4-ая группа: написать мини-сочинение " Какой я вижу программу для подростков и молодёжи ".