§ 11. Валентность химических элементов Понятие о валентности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок ответы на задания 1 88.67kb.
Знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения... 1 20.29kb.
Контрольная работа №1. Тема: «Атомы химических элементов» 1 72.55kb.
Аннотация к монографии Л. А 1 38.85kb.
Занятие химический сотав клетки клетки сходны не только по строению... 1 44.08kb.
В работе рассмотрено влияние некоторых химических элементов на здоровье... 1 54.27kb.
Валентность атома определяется числом его неспаренных электронов... 1 184.03kb.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. 1 31.05kb.
Тема: строение периодической системы (ПС) химических элементов 1 24.34kb.
Тема: «Физические и химические явления. Признаки химических реакций»... 1 138.04kb.
Лекция №12 Тема: Круговороты веществ 1 102.45kb.
Контрольная работа №1. Тема: «Атомы химических элементов» 1 72.55kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
§ 11. Валентность химических элементов Понятие о валентности - страница №1/1

§ 11. Валентность химических элементов

Понятие о валентности. Химические формулы можно вы­вести на основании данных о составе веществ. Однако чаще всего при составлении химических формул учитываются за­кономерности, которым подчиняются химические элементы, соединяясь между собой. Чтобы понять сущность этих зако­номерностей, следует ознакомиться со свойством атомов, которое называется валентностью. Рассмотрим химические формулы соединений некоторых элементов с водородом:

НС1 Н2О NH3 СН4

хлороводород вода аммиак метан

Как видно из приведенных примеров, атомы элементов хлора, кислорода, азота, углерода обладают свойством при­соединять не любое, а только определенное число атомов водорода. Таким же свойством обладают и другие элементы в различных соединениях. Понятию «валентность» можно дать следующее определение:



Валентность — это свойство атомов химического эле­мента присоединять определенное число атомов других химических элементов.

Атомы водорода не могут присоединять более одного атома другого химического элемента, поэтому валентность водорода принята за единицу. Валентность же других эле­ментов можно выразить числом, показывающим, сколько атомов водорода может присоединить к себе атом данного элемента. Например, в молекуле хлороводорода атом хлора присоединяет один атом водорода, следовательно, хлор одновалентен. Валентность кислорода равна двум, ибо его один атом присоединяет два атома водорода. Азот в молекуле аммиака трехвалентен, а углерод четырехвалентен. Это можно записать следующим образом:




(Численное значение валентности принято обозначать рим­скими цифрами, которые ставятся над знаками химических элементов.)

Валентность элементов определяют также по кислороду, который обычно двухвалентен. Например, ртуть Hg и медь Сu образуют оксиды HgO и СuО. Так как кислород двух­валентен и в этих оксидах на один атом элемента при­ходится по одному атому кислорода, то ртуть и медь в этих соединениях двухвалентны.


Ответьте на вопросы 1—3 (с. 32).
§12. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности
Определение валентности элементов по формулам их соединений.

Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента. Например, если дана формула оксида меди СuО, то валентность меди можно определить следующим образом. Валентность кислорода равна двум, а на один атом кислорода приходится один атом меди. Следовательно, валентность меди тоже равна двум.

Несколько сложнее определить валентность по формулам соединений, образованных не одним, а несколькими ато­мами химических элементов. Например, чтобы определить валентность железа в оксиде железа Fe2O3, рассуждают так. Валентность кислорода равна двум. Общее число единиц валентностей трех атомов кислорода равно шести (2-3). Следовательно, шесть валентностей приходятся на два атома железа, а на один атом железа приходятся три единицы валентности (6:2).

При определении валентности элемента по формуле сле­дует учитывать, что число единиц валентности всех атомов одного элемента должно быть равно числу единиц валент­ности всех атомов другого элемента.

Итак, валентность элементов по формулам можно опре­делить следующим образом:

1. Пишут химическую формулу вещества и отмечают валентность известного элемента.

2. Находят и записывают общее число валентностей (наименьшее общее кратное) известного элемента:

3. Вычисляют и проставляют над химическими знаками валентность другого элемента. Для этого общее число валентностей делят на индекс этого элемента:



Составление химических формул по валентности. Чтобы составить химическую формулу, необходимо знать валентность элементов, образующих данное химическое соединение. Сведения о валентности некоторых элементов приведены в таблице 3.
Таблица 3. Валентность некоторых элементов в химических соединени

Валентность

Химические элементы

Примеры формул соединений










С постоянной валентностью




I

Н, Na, К, Li

Н2О, Na2O

II

О, Be, Mg, Ca, Ba, Zn

MgO, CaO

III

А1, В

А12Оз




С переменной валентностью




I и II

Си

Cu2O, CuO

II и III

Fe, Co, Ni

FeO, Fe2O3

II и IV

Sn, Pb

SnO, SnO2

III и V

Р

PH3, P2O5

II, III и VI

Cr

CrO, Сг2О3, СгОз

II, IV и VI

S

H2S, SO2, SO3

При составлении химических формул можно соблюдать следующий порядок действий:

1. Пишут рядом химические знаки элементов, которые входят в состав соединения:

КО, А1С1, А1О

2. Над знаками химических элементов проставляют валентность:


3. Определяют наименьшее общее кратное чисел, выражающих валентность обоих элементов:


4. Делением наименьшего общего кратного на валент­ность соответствующего элемента находят индексы (ин­декс «1» не пишут):



В названии веществ, образованных элементами с пере­менной валентностью, пишут в скобках цифру, показываю­щую валентность данного элемента в этом соединении. Например, СuО — оксид меди (II), Сu2О — оксид меди (I), и FeCl2 — хлорид железа (II), FeCl3 — хлорид железа (III).


Выполните упражнения 4—7 (с. 32—33). Решите задачи 1, 2 (с. 33).

§13. Атомно-молекулярное учение
Мы уже знаем, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов (с. 13—14). Сведения об атомах и молекулах объединяются в атомно-молекулярное учение. Вам известно, что основные положения этого учения были раз­работаны великим русским ученым М. В. Ломоносовым. С тех пор прошло более двухсот лет, учение об атомах и мо­лекулах получило дальнейшее развитие. Так, например, теперь известно, что не все вещества состоят из молекул. Большинство твердых веществ, с которыми мы встретимся в курсе неорганической химии, имеют немолекулярное строение.

Однако относительные молекулярные массы вычисляются как для веществ с молекулярным, так и для веществ с немо­лекулярным строением. Для последних понятия «молекула» и «относительная молекулярная масса» употребляют условно.

Основные положения атомно-молекулярного учения мож­но сформулировать так:

1. Существуют вещества с молекулярным и немолеку­лярным строением.



2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и тем­пературы. Наибольшие расстояния имеются между моле­кулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки между молекулами еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.

3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Ско­рость движения молекул зависит от температуры. С по­вышением температуры скорость движения молекул воз­растает.

4. Между молекулами существуют силы взаимного при­тяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей — в газах.

5. Молекулы состоят из атомов, которые, как и молекулы, находятся в непрерывном движении.

6. Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.

7. При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических, как правило, разрушаются.

8. У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток (с. 14) нахо­дятся молекулы. Связи между молекулами, расположенными в узлах кристаллической решетки, слабые и при нагревании разрываются. Поэтому вещества с молекулярным строением, как правило, имеют низкие температуры плавления.

9. У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие чаc тицы (с. 14). Между этими частицами существуют силь­ные химические связи, для разрушения которых требуется много энергии. Поэтому вещества с немолекулярным строе­нием имеют высокие температуры плавления.

Объяснение физических и химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения. Физические и химиче­ские явления получают объяснение с позиций атомно-мо­лекулярного учения. Так, например, процесс диффузии, зна­комый вам из курса физики, объясняется способностью молекул (атомов, частиц) одного вещества проникать между молекулами (атомами, частицами) другого вещества. Это происходит потому, что молекулы (атомы, частицы) на­ходятся в непрерывном движении и между ними имеются промежутки.

Сущность химических реакций заключается в разрушении химических связей между атомами одних веществ и в пере­группировке атомов с образованием других веществ.


Ответьте на вопросы 8—12 (с. 33).

1. Что такое валентность химических эле ментов? Поясните это на конкретных примерах.

2. Почему валентность водорода принята за единицу?

3. В реакции железа с соляной кислотой один атом металла вытесняет два атома водорода. Как это можно объяснить, пользуясь понятием о валентности?

4. Определите валентность элементов по формулам: HgO, K2S, B2O3, ZnO, МnО2, NiO, Сu2О, SnО2, Ni2O3, SO3, As2O5, CI2O7.

5. Даны химические символы элементов и указана их валентность. Составьте соответствующие химические формулы:

I II V IV I III VII II III II IV III I

LiO, ВаО, РО, SnO, КО, РН, MnO, FeO, BO, HS, NO, CrCI.

6. Пользуясь данными таблицы 3 (с. 30), составьте химические формулы соединений с кислородом следующих химических элемен­тов: Zn, В, Be, Co, РЬ, Ni. Назовите их.

7. Составьте формулы оксидов: меди (I), железа (III), вольфрама (VI), железа (II), углерода (IV), серы (VI), олова (IV), марган­ца (VII).

8. Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.

9. Какие явления подтверждают: а) движение молекул; 6) наличие между молекулами промежутков?

10. Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях, твердых веществах?

11. Чем отличаются по своим физическим свойствам твердые вещества с молекулярным и немолекулярным строением?

12. Как объяснить физические и химические явления с точки зрения атомно-молекулярного учения?

13

1. Вычислите относительные молекулярные массы: а) оксида железа (III); б) оксида фосфо­ра (V); в) оксида марганца (VII).

2. Определите массовые доли элементов в оксиде меди (I) и в оксиде меди (II). Най­денные массовые доли выразите в процентах.

1. Что такое валентность химических эле- рода. Как это можно объяснить, пользуясь ментов? Поясните это на конкретных примерах. понятием о валентности?

2. Почему валентность водорода принята 4. Определите валентность элементов по за единицу? формулам: HgO, K2S, B2O3, ZnO, МпОг, NiO,

3. В реакции железа с соляной кислотой СигО, БпОг, N12O3, SO3, AS2O5, CI2O7.



один атом металла вытесняет два атома водо- 5. Даны химические символы элементов и